В Смирновской школе наметилось противостояние между директором и членами коллектива

704

Об этом редакция узнала из коллективной жалобы, направленной в «Айну». Текст примерно того же содержания профсоюз Смирновской школы отправил в профком районного отдела образования. В минувший понедельник наш корреспондент выехал в Смирновку, чтобы выслушать обе стороны конфликта.
Начнем с текста жалобы. Коллектив говорил по поводу «грубого отношения, постоянных угроз вынесения выговоров без каких-либо причин, нарушения морально-этических норм, создания негативного психологического климата в коллективе, психологического давления на коллектив» директором Смирновской СШ Сериком Капановым.
Он требует объяснительных по поводу и без, «настраивает коллектив друг против друга, уговаривает членов коллектива писать друг на друга докладные, в результате его руководства, в стиле тоталитарного режима, за 10 месяцев работы уволились 11 работников школы (учителя, кочегары и техперсонал), а главное, своими действиями Капанов С.Т. подрывает авторитет учителя среди родителей, учащихся и населения.
Из учебного заведения наша школа превратилась в «колонию строгого режима», куда не могут прийти выпускники школы, бывшие работники школы, находящиеся на заслуженном отдыхе.
Наши попытки исправить данную ситуацию (проведены заседание согласительной комиссии и профсоюзное собрание) не возымели никакого воздействия, так как С.Капанов не хочет признавать и уважать мнение коллектива.
Нам тяжело работать в условиях постоянного стресса и напряжения. Просим разрешить данную ситуацию и вернуть нам положительный психологический климат, желание идти на работу, как это было раньше».
Не подписались под жалобой только 5 человек.

При личной встрече с корреспондентом учителя пояснили: Серик Капанов работал физруком в Смирновской школе 9 лет, поэтому когда его назначили директором, все поначалу обрадовались — человек из коллектива, знает все их проблемы. Назначили его 31 мая 2017 года. Но с 1 сентября Серика Тастемировича как подменили. Капанов начал закручивать гайки до самых неразумных пределов, откровенно сеять вражду между работниками, плести какие-то недостойные мужчины интриги. Прикрываясь антитеррористическими мерами, попросту выпихнул из школы навестивших ее выпускников и педагогов-ветеранов, что уж вообще ни в какие ворота, по мнению собравшихся. Непоследовательность и несправедливость его действий и поручений сначала удивляла, а затем и возмущала людей. Народ побежал – от техперсонала до завучей. И главная претензия коллектива сводилась к тому, что Серик Тастемирович не учитывает человеческий фактор. А без этого в работе, да еще в деревне, нельзя. В чем это выражается? С работы не отпустит даже по уважительной причине и при условии выполнения объема работы. Докладные вынуждает писать, а затем использует их, чтобы избавиться от неугодного работника. Своим отношением просто разваливает некогда единый, почти семейный коллектив, где у каждого есть достижения и перспективы.
При этом Капанов, предъявляя столь жесткие требования к подчиненным (от кочегаров и охранников до завучей), по мнению людей, сам, мягко говоря, образцом педагога и директора не является: пропускает собственные уроки, обсуждает педагогов с родителями, унижая их авторитет, использует губительные для школы методы управления. А в личном поведении высоких моральных качеств не демонстрирует. Между тем, когда ему самому нужна поддержка, он обращается к коллективу, упирая именно то, что нужно подойти к решению «по-человечески».
Педагоги уверяют: пытались разобраться миром, не вынося конфликт за рамки школы, на общем собрании, лицо в лицо высказаться и попробовать изменить неверный курс взаимоотношений. Капанов их просто не слышит. Даже визит представителей отдела образования не помог разрешить ситуацию. Более того: директор школы при них стал опровергать факт такого собрания, и если бы не сделанная аудиозапись, то педагоги могли и не доказать, что он имел место быть. В итоге РОО рекомендовал директору пересмотреть методы управления, а коллективу — попытаться понять нового директора и помочь ему. На том и разошлись.
Судя по всему — не получилось. Поэтому школьный коллектив вынес проблему за рамки школы.

Примерно такой позиции придерживалась половина собравшихся.
Еще одна половина хранила полное молчание. Два человека — учитель казахского языка и литературы и охранник – высказались в защиту Серика Тастемировича. По их мнению, Капанов взялся за дисциплину — что в этом плохого? Тем более, что она конкретно хромала, и это ни для кого не секрет. Капанов открыто сказал: без обид, ребята, но в стенах школы для меня нет друзей и любимчиков – требования ко всем равные. И да, жесткие. Не отпускает с рабочих мест и дежурных постов – правильно делает, хочет навести порядок. Работает по закону и не нарушает его, чего и от других добивается. И в качестве физрука у него есть достижения. За все это он достоин уважения. Приезжего педагога из Южно-Казахстанской области он поддерживал, помогал адаптироваться. Ничего ужасного в его требованиях нет. А в противостоянии с Капановым внутри школы играет главную роль семья Борисевич, где из трех педагогов одна, завуч Наталья Сергеевна, почти год исполняла обязанности директора школы…

В Смирновской школе наметилось противостояние между директором и членами коллектива

Еще два педагога со стажем более 40 лет отнесли свою позицию к нейтральной. Лично они ни одной докладной не писали, обструкциям со стороны директора не подвергались и в личный конфликт с ним не вступали. Но отметили: такой ненормальной обстановки за годы их работы в этой школе не было. Предыдущих директоров поминали исключительно добрым словом – они служили личным примером всему коллективу.

Серик Капанов не избегал общения с журналистами, ответил на заданные нами вопросы.
-Серик Тастемирович, каковы на ваш взгляд причины конфликта и способы его преодоления?
— На меня поступила коллективная жалоба в отдел образования. Я не согласен со всеми пунктами в ней. У меня претензий к учителям нет. Я работаю по законодательству. Почему с их стороны возникло такое отношение — они не говорят. По поводу жалобы отдел образования приезжал. На общем собрании со всеми говорили. Спрашивали: вас директор не устраивает? Они молчат. Кто-то из вас хочет руководить школой? Молчат. В деревенской школе всегда много хозяйственных вопросов. Да, я слаб в методическом плане. Но в хозяйственном отношении – ремонт сделан, в здании тепло, светло, от родителей жалоб вообще ни одной не поступало за период моего руководства. Напомнили, что год назад исполняла обязанности директора школы завуч. Сравните с этим периодом — руководство постоянно получало эти жалобы. И я видел со стороны, будучи педагогом, — не справлялись, из проблем не вылезала школа, население было недовольно, до акима района это дошло. Когда меня попросили возглавить школу, я это сделал.
После разбирательств с участием отдела образования вроде все наладилось. И вот опять… Проверка из областного департамента образования тоже была – у нас все нормально.
Поэтому не знаю в чем причина возникшего конфликта. Мне кажется, коллектив сам не знает.
-Вы пробовали выяснить в неофициальном порядке, по- человечески? Что не так вы делаете по их мнению?
— Я пробовал, мне не говорят. Пишут жалобы, звонят, в интернет скидывают, все скрытно, а мне не говорят. Я руковожу, как положено. 15 лет педагогического стажа у меня, работали вместе до этого и никаких разногласий не возникало. А 11 человек, которые уволились за минувший год, — где-то приходилось приводить ситуацию в соответствие с законом, а где-то это обыкновенная текучка кадров, которая есть везде. По каждому могу отчитаться, если надо, все законно.

На момент встречи с корреспондентом выяснилось, что в минувшую пятницу подали заявление на увольнение еще двое: завхоз и делопроизводитель. Обе женщины не хотели бы покидать работу, но не намерены терпеть далее такую атмосферу. Капанов считает: если делопроизводитель получает полторы ставки, то и отрабатывать должна, соответственно, 10 с лишним часов в день. По закону. На предложенную им одну ставку она не желает оставаться (зарплата слишком мала). И полагает, что нагрузка в школе, в том числе общественная, вполне перекрывает возможные недоработки по часам. Серик Тастемирович же считает ее желание расстаться со школой немедленно с одной стороны – эмоциями, а с другой – полным на то правом. Своим же директорским правом он считает требовать с завучей служебные записки, а с учителей — докладные. И это не злоупотребление таким правом – это чтоб потом не отказывались от своих слов.

Редакция предоставила обеим сторонам слово и отразила обе позиции.
Что будет со Смирновской школой дальше? Как показалось автору этих строк, директор убежден в своей правоте и проявлять дипломатию и пластичность в отношениях с коллективом не намерен. В то же время если коллектив и был готов к компромиссам на каком-то этапе, то при остроте сегодняшнего момента об этом тоже речи явно уже нет. А если ситуация в школе не изменится, на увольнение готовы подать заявления еще с десяток человек – они это подтвердили на собрании.
Извечные вопросы виснут в воздухе: кто виноват и что делать? Их мы адресовали руководству районного отдела образования:

Исполняющая обязанности руководителя отдела образования Сауле Хасанова:
— По факту жалобы проводится служебное расследование, создана соответствующая комиссия в составе 3 человек (и.о. руководителя роо С.Хасановой, заведующей методкабинетом Б.Булатбаевой и председателя райкома профсоюзов С.Сарсеновой). 19 марта мы выезжали в Смирновскую школу, поговорили с директором, завучами, встретились с коллективом школы. Для более детального исследования проведено анонимное анкетирование. В подобных случаях жалоба считается подтвержденной, если 80% коллектива выразят свою неудовлетворенность взаимоотношениями с директором. Но процент составил 28,4% (только 6 педагогов высказались четко отрицательно).
Тем не менее, выявлена проблема отсутствия слаженности действий в работе администрации школы и, как следствие, — положительного психологического климата в коллективе. Нас беспокоит, что такие условия отражаются на качестве образовательного процесса и в конечном итоге — на детях. Поэтому отдел образования изучит ситуацию более детально и берет ее на контроль. Буквально на следующей неделе мы еще раз поедем в Смирновку, чтобы разобраться во взаимоотношениях коллектива с администрацией, выявления причин увольнения работников школ за истекший период. По результатам служебного расследования будут приняты соответствующие меры.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Введите свой комментарий
Введите свое имя