О КОРРУПЦИИ, МОЛОДЕЖИ, КУЛЬТУРЕ И КОМАНДНОЙ ИГРЕ

0
327

Правовая культура личности, являясь частью правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер развития этой личности, которая обеспечивает ее социализацию и правомерную деятельность индивида.

«Что есть право?» задается вопросом норвежский криминолог Нильс Кристи. Опираясь на высказывания ученых, он считает, что право относится не к политике и власти, а к культурным ценностям, выделяя в нем гуманистические начала при принятии решений по правовым вопросам.

Профессор Фелпс из австралийского университета провел интересный опыт. В течение месяца он формировал группы из четырех студентов и поручал им за отведенное время решать управленческие задачи.  Лучшая команда получала денежный приз.

Студенты не знали, что в некоторые группы подсаживали специальных людей, которые играли порученные им роли. «Безразличный» закидывал ноги на стол и погружался в свой телефон. «Ехидна» по ходу обсуждения делала саркастические замечания и саботировала ход обсуждения группы. «Пессимист» постоянно сомневался, что задача разрешима и что команда с ней справится.

Фелпс обнаружил следующее: даже когда остальные три участника были способными и мотивированными, неконструктивное поведение четвертого снижало эффективность всей группы на 30-40%.

Получается, сделал вывод ученый, что эффективность команды больше зависит от того, есть ли в ней хоть один слабый участник, а не от того, сколько в ней сильных.

По сути, аналогичная ситуация складывается с воспитанием так называемой «антикоррупционной культуры» в молодежной среде.

Многие эксперты забывают, что все, кто сидит за решеткой за взяточничество, это бывшие мальчики и девочки, которые ходили в школу, учились в университете и даже не слышали, что такое коррупция. Так откуда же они о ней узнали?

Небольшое лирическое отступление в качестве примера. Некогда на востоке жил правитель, который задался вопросом, является ли речь врожденной способностью у людей? Он поставил жуткий эксперимент. Он посадил в башню маленьких детей в обществе немых слуг, которые заботились о них. По прошествии лет, он вошел в башню и увидел, что дети, не говорили. Они лаяли, мычали, мяукали, но не говорили. Так он пришел к выводу, что речь —  явление не врожденное.

Возвращаясь к нашей теме, знание о том, что можно «купить» действия чиновника, так же не является врожденным. Представьте, что на первом курсе студентам воображаемого университета никто не сказал бы о том, что есть возможность «купить» оценку, и в дальнейшем они тоже не узнали бы об этой возможности. Разве стали бы они давать взятку преподавателю? Думается что, нет.

Или другой пример, в советское время, явление наркомании было как нечто из ряда вон выходящее, наркоманов знали пофамильно и поименно. Разве кто-то мог бы стать наркоманом, если бы не знал и не понял, что так можно «уходить» от своих проблем и «получать удовольствие»?

Общество, окружающее индивида объясняет, дает понять, рисует перспективы противозаконных и что хуже вредных действий. Ребенок, что играет на коленях у матери, не знает о возможностях денег, не знает о наркомании, алкоголизме и коррупции, до тех пор, пока ему не расскажут и не растолкуют что так «возможно».

Кстати, «возможно» мы уже упустили нынешнее поколение госслужащих, конечно не всех, однозначно большая часть из них являются настоящими патриотами, честными и неподкупными, но ведь новости о коррупционных проявлениях со стороны органов власти мы все еще время от времени слышим, перевоспитать эту категорию людей тоже можно, однако уже лишь карательными мерами, через стук судебного молотка. Также мы можем спасти идущее им на смену поколение путем проведения активной политики формирования честности и добропорядочности в учебных заведениях, воспитания правовой культуры, передачи знаний о правах и обязанностях патриота и гражданина.

С этой целью по инициативе Департамента Агентства по противодействию коррупции по Костанайской области во всех ВУЗах и колледжах региона открыты добровольно-патриотические клубы «Саналы ұрпақ» и школы добропорядочности. В них почти две тысячи ребят занимаются вопросами патриотического и правового воспитания, проводят дебатные турниры, устраивают акции «чистая сессия», флешмобы, конкурсы видеороликов, участвуют в открытых лекциях с видными общественными деятелями, спортсменами и государственными служащими.

По оценке международного рейтингового агентства «Тransparensy international» за 2020 год, индекс восприятия коррупции в Казахстане остается на достаточно низком уровне (94 место из более чем 180 стран).

Коррупция в социальных сферах — весьма пагубное явление, коррупция в сфере образования – страшна вдвойне. Стоит задуматься, не потеряем ли мы очередное поколение, если не возьмемся за воспитание и профилактику коррупции уже сейчас…

Данияр Смагулов, первый заместитель

руководителя Департамента Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции по Костанайской области