Этот фокус-покус раскусила Людмила Михайловна Маньковская, жительница Гурьяновки, взявшая так называемый быстрый кредит для решения самых насущных проблем.
Таких кредитов она брала ранее уже дважды. А что – с первого взгляда, вроде бы удобно: деньги тебе выдают быстро, без залога и лишних заморочек, родню и друзей не напрягаешь, возвращаешь ежемесячными платежами. Ну, да, под 50 с лишним процентов годовых и на выхлопе в два раза больше взятой суммы. Зато решаешь свои проблемы сам.
Третий кредит на 260 тысяч тенге женщине пришлось взять, чтобы восстановить упавший забор вокруг своего дома…
Через год она практически до копейки все вернула, ежемесячно выплачивая установленный взнос. Кстати, взяв 260 тысяч, вернуть пришлось в общей сложности уже 370 тысяч тенге. Как вдруг неожиданно, буквально перед последним своим платежом, она попала в больницу. И этот самый платеж пропустила. Но только на один месяц. Выйдя из больницы, пенсионерка поспешила исправить свою оплошность. Внесла последний взнос и думала, что рассчиталась как добропорядочная заёмщица. Так она думала еще следующие 4 года. Во всяком случае, микрокредитная организация (МКО), раздающая направо и налево быстрые кредиты, ровно 4 года ее вообще не трогала. А буквально на днях начала донимать звонками. Из разговора с представителями МКО пенсионерка узнала, что ровно 4 года назад, погасив основную сумму займа, осталась должна всего-то 300 тенге – это была пеня за тот пропущенный платеж, когда она лечилась в больнице. Если бы представители заемной организации ее в тот момент уведомили о наличии образовавшейся пени в 300 тенге, пенсионерка бы ее, конечно, оплатила — сразу же. Но сегодня женщина делает вывод: ей специально об этом не сообщали — ни письменно, ни устно. Специально не спешили сказать об этом и последующие 4 года. Чтобы эта самая пеня «подросла». Пенсионерка считает: это вообще такая хитрая и намеренно выстроенная политика у тех, кто выдает «быстрые кредиты». Расчет верный: через 4 года пеня реально подросла и достигла в общей сложности… больше 20 тысяч тенге. И сколько женщина не пыталась спорить по телефону с представителями МКО – бесполезно. Те, не находившие для нее времени целых 4 года, теперь находили его утром, в обед и вечером, не давая покоя старушке и угрожая ей судебными исками. Они заверяли: если пенсионерка прямо в ближайшее время не погасит набежавшую пеню в 20 с лишним тысяч тенге, то после суда, в котором у заёмщицы даже не было бы шансов доказать свою правоту (договор-то с такими условиями сама подписала), ей к этой сумме пришлось бы заплатить еще эдак тысяч 190 – фактически в качестве наказания за строптивость.
Со всеми бумажками сельчанка в предынфарктном состоянии пришла в редакцию. Мол, как же так? Где справедливость?
Мы помогли пенсионерке разобраться в этой проблеме. И все, чем смогли быть полезными, – так это на пальцах объяснить, каким образом делают деньги МКО на своих клиентах. Даже на таких добросовестных (на языке самой МКО – «лояльных»), как Людмила Михайловна. По нашему редакционному опыту клиенты МКО нечасто соображают просто проанализировать: сколько ты берешь в долг и сколько возвращаешь. Для них, как правило, открытие, что в конце срока сумма вдвое превышает взятую. Открытие для них и годовые проценты: а редакции известны случаи, когда они достигали 56%. То есть брать такой откровенно кабальный кредит иногда просто нет смысла.
Но люди об этом ничего не знают. Ни в одной рекламе подобных услуг вы никогда не обнаружите эту информацию. В рекламе вам расскажут о том, что кредит вам дадут за 10 минут, без справок- дайте только удостоверение личности, на любой срок – словом, только выгодную для МКО информацию. Реальную картину, как и опасность этой кабалы, вы поймете позже. Как поняла Людмила Михайловна. Ей эти цифры и смыслы объяснял не работник МКО, а журналист. А когда женщина увидела превращение пени из 300 тенге в чувствительные для нее 20 тысяч — была вынуждена бегом изыскивать их из своей скромной пенсии, чтобы только расквитаться с МКО и забыть об ее услугах, как о страшном сне. «Чтоб я еще раз воспользовалась быстрым кредитом – да никогда…» — сказала пенсионерка.
Как говорится, учитесь на чужих ошибках…