Об этом редакция узнала из коллективной жалобы, направленной в «Айну». Текст примерно того же содержания профсоюз Смирновской школы отправил в профком районного отдела образования. В минувший понедельник наш корреспондент выехал в Смирновку, чтобы выслушать обе стороны конфликта.
Начнем с текста жалобы. Коллектив говорил по поводу «грубого отношения, постоянных угроз вынесения выговоров без каких-либо причин, нарушения морально-этических норм, создания негативного психологического климата в коллективе, психологического давления на коллектив» директором Смирновской СШ Сериком Капановым.
Он требует объяснительных по поводу и без, «настраивает коллектив друг против друга, уговаривает членов коллектива писать друг на друга докладные, в результате его руководства, в стиле тоталитарного режима, за 10 месяцев работы уволились 11 работников школы (учителя, кочегары и техперсонал), а главное, своими действиями Капанов С.Т. подрывает авторитет учителя среди родителей, учащихся и населения.
Из учебного заведения наша школа превратилась в «колонию строгого режима», куда не могут прийти выпускники школы, бывшие работники школы, находящиеся на заслуженном отдыхе.
Наши попытки исправить данную ситуацию (проведены заседание согласительной комиссии и профсоюзное собрание) не возымели никакого воздействия, так как С.Капанов не хочет признавать и уважать мнение коллектива.
Нам тяжело работать в условиях постоянного стресса и напряжения. Просим разрешить данную ситуацию и вернуть нам положительный психологический климат, желание идти на работу, как это было раньше».
Не подписались под жалобой только 5 человек.
При личной встрече с корреспондентом учителя пояснили: Серик Капанов работал физруком в Смирновской школе 9 лет, поэтому когда его назначили директором, все поначалу обрадовались — человек из коллектива, знает все их проблемы. Назначили его 31 мая 2017 года. Но с 1 сентября Серика Тастемировича как подменили. Капанов начал закручивать гайки до самых неразумных пределов, откровенно сеять вражду между работниками, плести какие-то недостойные мужчины интриги. Прикрываясь антитеррористическими мерами, попросту выпихнул из школы навестивших ее выпускников и педагогов-ветеранов, что уж вообще ни в какие ворота, по мнению собравшихся. Непоследовательность и несправедливость его действий и поручений сначала удивляла, а затем и возмущала людей. Народ побежал – от техперсонала до завучей. И главная претензия коллектива сводилась к тому, что Серик Тастемирович не учитывает человеческий фактор. А без этого в работе, да еще в деревне, нельзя. В чем это выражается? С работы не отпустит даже по уважительной причине и при условии выполнения объема работы. Докладные вынуждает писать, а затем использует их, чтобы избавиться от неугодного работника. Своим отношением просто разваливает некогда единый, почти семейный коллектив, где у каждого есть достижения и перспективы.
При этом Капанов, предъявляя столь жесткие требования к подчиненным (от кочегаров и охранников до завучей), по мнению людей, сам, мягко говоря, образцом педагога и директора не является: пропускает собственные уроки, обсуждает педагогов с родителями, унижая их авторитет, использует губительные для школы методы управления. А в личном поведении высоких моральных качеств не демонстрирует. Между тем, когда ему самому нужна поддержка, он обращается к коллективу, упирая именно то, что нужно подойти к решению «по-человечески».
Педагоги уверяют: пытались разобраться миром, не вынося конфликт за рамки школы, на общем собрании, лицо в лицо высказаться и попробовать изменить неверный курс взаимоотношений. Капанов их просто не слышит. Даже визит представителей отдела образования не помог разрешить ситуацию. Более того: директор школы при них стал опровергать факт такого собрания, и если бы не сделанная аудиозапись, то педагоги могли и не доказать, что он имел место быть. В итоге РОО рекомендовал директору пересмотреть методы управления, а коллективу — попытаться понять нового директора и помочь ему. На том и разошлись.
Судя по всему — не получилось. Поэтому школьный коллектив вынес проблему за рамки школы.
Примерно такой позиции придерживалась половина собравшихся.
Еще одна половина хранила полное молчание. Два человека — учитель казахского языка и литературы и охранник – высказались в защиту Серика Тастемировича. По их мнению, Капанов взялся за дисциплину — что в этом плохого? Тем более, что она конкретно хромала, и это ни для кого не секрет. Капанов открыто сказал: без обид, ребята, но в стенах школы для меня нет друзей и любимчиков – требования ко всем равные. И да, жесткие. Не отпускает с рабочих мест и дежурных постов – правильно делает, хочет навести порядок. Работает по закону и не нарушает его, чего и от других добивается. И в качестве физрука у него есть достижения. За все это он достоин уважения. Приезжего педагога из Южно-Казахстанской области он поддерживал, помогал адаптироваться. Ничего ужасного в его требованиях нет. А в противостоянии с Капановым внутри школы играет главную роль семья Борисевич, где из трех педагогов одна, завуч Наталья Сергеевна, почти год исполняла обязанности директора школы…
Еще два педагога со стажем более 40 лет отнесли свою позицию к нейтральной. Лично они ни одной докладной не писали, обструкциям со стороны директора не подвергались и в личный конфликт с ним не вступали. Но отметили: такой ненормальной обстановки за годы их работы в этой школе не было. Предыдущих директоров поминали исключительно добрым словом – они служили личным примером всему коллективу.
Серик Капанов не избегал общения с журналистами, ответил на заданные нами вопросы.
-Серик Тастемирович, каковы на ваш взгляд причины конфликта и способы его преодоления?
— На меня поступила коллективная жалоба в отдел образования. Я не согласен со всеми пунктами в ней. У меня претензий к учителям нет. Я работаю по законодательству. Почему с их стороны возникло такое отношение — они не говорят. По поводу жалобы отдел образования приезжал. На общем собрании со всеми говорили. Спрашивали: вас директор не устраивает? Они молчат. Кто-то из вас хочет руководить школой? Молчат. В деревенской школе всегда много хозяйственных вопросов. Да, я слаб в методическом плане. Но в хозяйственном отношении – ремонт сделан, в здании тепло, светло, от родителей жалоб вообще ни одной не поступало за период моего руководства. Напомнили, что год назад исполняла обязанности директора школы завуч. Сравните с этим периодом — руководство постоянно получало эти жалобы. И я видел со стороны, будучи педагогом, — не справлялись, из проблем не вылезала школа, население было недовольно, до акима района это дошло. Когда меня попросили возглавить школу, я это сделал.
После разбирательств с участием отдела образования вроде все наладилось. И вот опять… Проверка из областного департамента образования тоже была – у нас все нормально.
Поэтому не знаю в чем причина возникшего конфликта. Мне кажется, коллектив сам не знает.
-Вы пробовали выяснить в неофициальном порядке, по- человечески? Что не так вы делаете по их мнению?
— Я пробовал, мне не говорят. Пишут жалобы, звонят, в интернет скидывают, все скрытно, а мне не говорят. Я руковожу, как положено. 15 лет педагогического стажа у меня, работали вместе до этого и никаких разногласий не возникало. А 11 человек, которые уволились за минувший год, — где-то приходилось приводить ситуацию в соответствие с законом, а где-то это обыкновенная текучка кадров, которая есть везде. По каждому могу отчитаться, если надо, все законно.
На момент встречи с корреспондентом выяснилось, что в минувшую пятницу подали заявление на увольнение еще двое: завхоз и делопроизводитель. Обе женщины не хотели бы покидать работу, но не намерены терпеть далее такую атмосферу. Капанов считает: если делопроизводитель получает полторы ставки, то и отрабатывать должна, соответственно, 10 с лишним часов в день. По закону. На предложенную им одну ставку она не желает оставаться (зарплата слишком мала). И полагает, что нагрузка в школе, в том числе общественная, вполне перекрывает возможные недоработки по часам. Серик Тастемирович же считает ее желание расстаться со школой немедленно с одной стороны – эмоциями, а с другой – полным на то правом. Своим же директорским правом он считает требовать с завучей служебные записки, а с учителей — докладные. И это не злоупотребление таким правом – это чтоб потом не отказывались от своих слов.
Редакция предоставила обеим сторонам слово и отразила обе позиции.
Что будет со Смирновской школой дальше? Как показалось автору этих строк, директор убежден в своей правоте и проявлять дипломатию и пластичность в отношениях с коллективом не намерен. В то же время если коллектив и был готов к компромиссам на каком-то этапе, то при остроте сегодняшнего момента об этом тоже речи явно уже нет. А если ситуация в школе не изменится, на увольнение готовы подать заявления еще с десяток человек – они это подтвердили на собрании.
Извечные вопросы виснут в воздухе: кто виноват и что делать? Их мы адресовали руководству районного отдела образования:
Исполняющая обязанности руководителя отдела образования Сауле Хасанова:
— По факту жалобы проводится служебное расследование, создана соответствующая комиссия в составе 3 человек (и.о. руководителя роо С.Хасановой, заведующей методкабинетом Б.Булатбаевой и председателя райкома профсоюзов С.Сарсеновой). 19 марта мы выезжали в Смирновскую школу, поговорили с директором, завучами, встретились с коллективом школы. Для более детального исследования проведено анонимное анкетирование. В подобных случаях жалоба считается подтвержденной, если 80% коллектива выразят свою неудовлетворенность взаимоотношениями с директором. Но процент составил 28,4% (только 6 педагогов высказались четко отрицательно).
Тем не менее, выявлена проблема отсутствия слаженности действий в работе администрации школы и, как следствие, — положительного психологического климата в коллективе. Нас беспокоит, что такие условия отражаются на качестве образовательного процесса и в конечном итоге — на детях. Поэтому отдел образования изучит ситуацию более детально и берет ее на контроль. Буквально на следующей неделе мы еще раз поедем в Смирновку, чтобы разобраться во взаимоотношениях коллектива с администрацией, выявления причин увольнения работников школ за истекший период. По результатам служебного расследования будут приняты соответствующие меры.